ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Июль 9, 2025

Стабилизируй это

Рейтинг: 0

Автор: Дмитрий Тренин. Профиль

Многополярный мир – это многополярный ядерный мир. Идущие в нем войны – это в том числе войны между ядерными державами. Некоторые из них, как, например, на Украине, ведутся опосредованно; другие – в Южной Азии – напрямую; а на Ближнем Востоке одна ядерная держава вместе с другой ядерной (и гораздо более сильной) попытались уничтожить потенциальную способность третьей страны создать ядерное оружие. Растущая напряженность между ядерными державами в Восточной Азии и западной части Тихого океана тоже приближает их непосредственное столкновение. Избежав ядерной катастрофы в годы холодной войны, некоторые государства Европы утратили прежнюю сдержанность и осмотрительность, прежде ассоциировавшиеся с обладанием ядерным арсеналом.

Тому есть несколько причин. В годы «зрелой» холодной войны – после Карибского кризиса 1962-го – ядерное оружие (ЯО) успешно выполняло функцию сдерживания-устрашения. Военные планы сторон исходили из того, что противник почти неизбежно применит ЯО в случае массированного лобового столкновения и, даже если война начнется с применения только обычных вооружений, она перерастет в ядерную. Осознавая это, политическое руководство Америки и Советского Союза стремилось предотвратить реализацию столь катастрофичного сценария. Американцы, правда, полагали, что ядерная война может быть ограниченной, локализованной в Европе и не затрагивающей территорию США и СССР, но советские стратеги скептически относились к идее подобного ограничения масштабов конфликта. В годы советско-американской конфронтации стороны вели много войн, но все они шли вдали от Европы – геополитического центра противостояния – и вне зон жизненно важных интересов сторон.

После окончания холодной войны минуло 35 лет. Страх перед всеобщим гарантированным уничтожением исчез, хотя физическая возможность такого уничтожения сохраняется. Сгинул жесткий идеологический антагонизм, оставив после себя водораздел между глобализмом и национальными интересами. Мир, даже расколовшись по этому основанию, остался тем не менее глобальным, взаимосвязанным; ценности разделяют людей не столько на межгосударственном уровне, сколько внутри своих обществ. Аномалия жесткого блокового антагонизма стала историей, но новый глобальный гегемон (США) не сумел организовать устойчивый миропорядок. В результате мир стал в историческом смысле более «нормальным»: вернулось соперничество великих держав, возобновилась борьба между региональными игроками, а также на локальном уровне. Неравномерность развития отдельных стран естественным образом приводит к изменению баланса сил между ними. Коррекция баланса происходит, как это всегда было, с применением силы.

Поэтому исторически нормальный мир, над которым висит задрапированный ядерный дамоклов меч, – это мир конфликтов и войн. Сам ядерный меч при этом не исчез, он по-прежнему способен уничтожить человечество, но он зачехлен, что позволяет не считать исходящую от него угрозу актуальной. Действительно, всеобщее уничтожение может интересовать разве что террориста-маньяка. Вместо предметов ядерного арсенала в ход пошли неядерные мечи, сабли, шпаги, топоры, кинжалы и так далее. На ЯО в этих условиях как бы наложено негласное табу, ведь его применение, если логически рассуждать, уничтожит все то, что намереваются защитить, а в худшем случае – вообще все. Неудивительно, что многие уверились: ядерному оружию уготована судьба оружия химического, которое ограниченно применялось в Первую мировую войну, но во Вторую оставалось на складах.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни