ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Июнь 10, 2025

Крылатые налетчики

Рейтинг: 0

Автор: Василий Кашин. Профиль

За последние несколько недель массовые налеты украинских дронов на Москву из чего-то экстраординарного превратились в рутину. Едва ли не ежедневно приходят сообщения о том, что за ночь подмосковная ПВО уничтожила столько-то беспилотников. С чем это связано и почему вражеские дроны не всегда получается сбивать на дальних подступах?

Сто лет развития

Концепции дальнего ударного беспилотного самолета-камикадзе, «летающей бомбы», уже более ста лет. В 1917 году британцы подняли в воздух самолет на радиоуправлении. А в октябре 1918-го американцы начали летные испытания «воздушной торпеды» Kettering Bug – первого в мире барражирующего боеприпаса, предназначенного для пикирования на цель. Kettering Bug мог совершать автономный полет под контролем примитивной инерциальной навигационной системы, включавшей в себя гироскоп и барометр для изменения высоты.

Оба проекта провалились из-за крайней ненадежности и низкой точности их систем управления. Но работы продолжались во многих странах.

СССР занимался созданием телеуправляемых БПЛА-камикадзе и ударных беспилотников с конца 1920-х. Работы шли как над «летающими бомбами», так и над многоразовыми беспилотными бомбардировщиками. Бомбардировщики должны были контролироваться по радио с самолета-носителя – идея, чем-то напоминающая современную концепцию «верного ведомого». Инженерами ленинградского Особого конструкторского бюро под руководством Р. Г. Чачикяна для телеуправляемых самолетов были созданы системы радиоуправления и автоматической посадки.

К концу 1930-х эксперименты уже велись с гигантским четырехмоторным бомбардировщиком ТБ-3, который в варианте «летающей бомбы» должен был нести заряд весом более 6 тонн. Некоторые испытания прошли удачно, но ахиллесовой пятой всех подобных проектов оставалась низкая надежность аппаратуры управления. В начале 1942-го экспериментальный телеуправляемый ТБ-3 неудачно попытались применить по немецкому аэродрому.

В конце Второй мировой появились первые крылатые ракеты – немецкие V-1, и о концепции «летающих бомб» на базе самолетов практически забыли на десятилетия. В эпоху, когда электроника стоила дорого, цена нуждавшегося в сложной системе управления беспилотника и крылатой ракеты была сопоставимой, а возможности дрона куда скромнее.

Звездный час

История барражирующих боеприпасов самолетного типа показывает нам, сколь продолжительный путь иногда приходится пройти от идеи и первых (порой обнадеживающих) попыток ее реализовать до массового применения.

По сути, эра такого оружия началась только в 2010-е. А звездным часом барражирующих боеприпасов стала спецоперация на Украине. Именно к этому времени сошлись вместе технологические и экономические факторы, позволившие старому изобретению начать новую жизнь.

Что изменилось? Самое главное: электронные компоненты стали миниатюрнее и дешевле. Благодаря этому появилась возможность, используя доступные на коммерческом рынке детали, создавать недорогие, надежные и компактные системы управления и наведения дронов.

Повсеместное распространение спутниковой навигации и мобильного интернета позволило упростить и удешевить навигационные системы беспилотников и одновременно повысить их точность.
Прогресс в двигателестроении и технологиях производства привел к появлению массовых и эффективных авиационных двигателей внутреннего сгорания. Использование новых материалов и технологий (вроде 3D-печати) позволило создавать более легкие, прочные и дешевые планеры.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни