Миру – быть, Киев – бить!
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Руслан Горевой. Наша Версия
Капитуляцию Украины в рамках плана Трампа из 28 пунктов, возможно, подпишет Юлия Тимошенко
Прошли времена, когда от упоминания очередного назревающего «договорнячка» в украинском урегулировании патриоты хватались за сердце. И вообще, история как бы намекает, что военные конфликты, длящиеся годами, не заканчиваются в одночасье, по команде «стой, раз-два». Плод, знаете ли, должен созреть. И это, похоже, осознают и у нас в стране, и на Западе.
Мирный план Дональда Трампа из 28 пунктов, говорите? А что, ничего себе план, вполне годный, чтобы принять его за основу мирного урегулирования. Несколько смущает то, как с этим планом поступают американцы. Спецпредставитель президента США Стив Уиткофф приедет дорабатывать план в Москву, а его коллега Дэн Дрисколл – в Киев. В итоге у Белого дома на руках окажутся два совершенно разных документа. Изначальный смысл плана Трампа – принудить Зеленского подписать все 28 пунктов как есть. Но возникли проблемы: Зеленский ожидаемо упёрся, а крышующие его европейцы выкатили свои два десятка пунктов. Можно, наверное, попытаться свести эти два сюжета в одно повествование, но на это понадобится время, и, таким образом, ни о каком мирном урегулировании не то что ко Дню благодарения, а и к Рождеству и речи быть не может.
Гладко было на бумаге
Два пункта мирного договора Трампа нынешняя украинская власть не примет нипочём, ни в каком виде – речь о сокращении армии и уступке утраченных де-факто территорий. И тут у Белого дома развилка – либо плюнуть и растереть, признав, что методов против Котьки Сапрыкина – Зеленского у него нет, либо – заменить Зеленского. То, как лихо Трамп «соскочил» с предложения Зеленского встретиться в Белом доме и обсудить мирный план, как бы намекает, что несостоятельного переговорщика, возможно, вскоре и правда заменят. Сменщик есть, точнее – сменщица, Юлия Тимошенко, на прошлой неделе отметившая 65-летие. Единственный украинский политик, напомним, официально приглашённый на инаугурацию Трампа (а не купивший себе место в зале за деньги). Видимо, осознавая, что наступает её звёздный час, «газовая принцесса» вновь заплела свой боевой «бублик» вокруг головы – верный знак наступающих перемен.
Тон западных публикаций тоже не оставляет сомнений – яснее ясного, что Зеленский не даст мирным предложениям Белого дома ни малейшего шанса. А значит, быстро договориться не выйдет и на этот раз. Должностные лица администрации Трампа отмечают, что изменения в мирном плане, которые возникли после встреч между американскими и украинскими переговорщиками в Женеве, могут привести к тому, что президент России отвергнет его сразу же, пишет The New York Times. Президент – вряд ли, но вот в МИД РФ уже высказались без обиняков. «Ни о каких уступках, ни о какой сдаче наших подходов к тем ключевым моментам решения задач, стоящих перед нами, в том числе в контексте СВО, не может быть речи». «Я подчёркиваю, – указал при этом замминистра Сергей Рябков, – что различные элементы Анкориджа сами по себе представляют компромиссные решения». То есть все компромиссы, на которые мог пойти Кремль, озвучены. Но в том-то и дело, что Киеву этого мало!
И тут – лыко в строку! – британский The Economist публикует статью Александра Роднянского-младшего, бывшего экономического советника Зеленского. Он пишет: Зеленский не сменит курс добровольно. Он продолжит манипулировать и перекладывать ответственность, убеждая, что любые мирные инициативы идут не на пользу Украине. «Может ли он рассмотреть другой сценарий? Только если скандал в сочетании с обременительным мирным планом поставит его перед выбором». А далее Роднянский толще некуда намекает: «Для партнёров Украины табуированным вопросом является не то, насколько распространена там коррупция, а то, является ли нынешнее руководство страны частью проблемы или частью её решения». Мол, речь идёт не столько о качестве устанавливаемого мира, сколько о том, кто же его подпишет. Так что не будет до конца зимы никаких мирных переговоров, резюмирует The Economist. В тон британцам высказываются и американцы из The Atlantic: на редакцию плана Трампа уйдёт как минимум несколько месяцев, а значит, боевые действия продлятся не менее полугода. Зато Белый дом сможет снять с себя груз ответственности: Трамп предложил мирный план – как и обещал – и стороны конфликта его реализуют, поступательно и неуклонно. Примерно как в Газе.
Если мирный план – не догма
Как там было у Ленина – «марксизм – не догма, но руководство к действию»? Вот и построили ленинцы СССР – как бы на основе учения Маркса, а вроде бы совсем не по Марксу. Мирный план Трампа тоже не догма. Мало ли о чём в нём не упоминается – да хоть о проблеме нескольких тысяч украинских политических заключённых (депутаты Рады Дубинский и Шевченко, епископы УПЦ МП и др.). Вот бывший премьер Сергей Степашин накануне напомнил, что Россия не решит проблему Северного Причерноморья, не воссоединившись с Одессой и Николаевом. В плане Трампа об этом тоже ни слова. Правда, Степашин уточнил, что это будет уже «на следующем этапе», а сейчас, дескать, стоит сосредоточиться на мирном урегулировании и плане Трампа из 28 пунктов. А дальше, мол, будет видно. Не менее ёмко высказался президент Белоруссии Александр Лукашенко: пока Украина контролирует Одессу и Николаев, Киеву следует договариваться, ибо «этого может не остаться в одно мгновение». Лукашенко мужик простодушный, что на уме – то и на языке, но напоминание о Причерноморье в унисон со Степашиным – вряд ли совпадение. Да, кстати. Если раньше во время попыток договориться боевые действия замирали, а то и возникали «непростые решения» с отходом «на более выгодные позиции», то нынче – не надысь, и план Трампа не стал привычным и удобным для Киева сдерживающим обстоятельством. «Войска Украины уйдут с занимаемых ими территорий – тогда и прекратятся боевые действия, – заверил Владимир Путин. – Не уйдут – тогда мы добьёмся этого боевыми действиями».
Да, у России могут быть планы, слегка выходящие за рамки 28 пунктов Трампа. Ну, так ведь и у Киева тоже в наличии планы, не вписывающиеся в процесс мирного урегулирования. Сообщает генпрокуратура Молдавии: 20 ноября на таможне Леушены – Албица обнаружили грузовик с боеприпасами и беспилотником. Также в кузове находились переносные зенитные ракетные комплексы и запасные части к ним. Боеприпасы ввозились с Украины контрабандой, замаскированные под «металлические изделия» с указанием пункта назначения – «Израиль». Лица, ответственные за оформление экспортных документов, арестованы. «Террористическое государство хочет что-то взорвать «под чужим флагом», – предположил украинский публицист и общественник Анатолий Шарий. Втащить в войну Молдавию Зеленский пытается четвёртый год кряду, но настолько наглых действий украинские провокаторы доселе себе не позволяли. Мирный план, говорите? Ну-ну.
Из мирного плана, согласованного Киевом с шефом Госдепа Марко Рубио, убрали пункт об амнистии, забила в набат посол Украины в США Ольга Стефанишина. Этот пункт подразумевал амнистию для обеих сторон за военные преступления. Означает это одно: украинским военным преступникам не стоит рассчитывать ни на какую амнистию – только суд. При этом Киеву так и не удалось навязать Штатам ложный нарратив о якобы совершённых российскими военными преступлениях. Зеленского определённо загоняют в угол. А как ведёт себя загнанная в угол крыса? То-то и оно, что запросто может броситься на человека. А теперь представьте, как поведут себя в такой ситуации украинские военные – осознав, что они уже, по сути, военные преступники, ибо так решили договаривающиеся стороны в России и США, а Украине не удалось постелить соломки. Со всякого, кто держал оружие, будет спрос – со всех полутора миллионов бывших и нынешних солдат. А уж с десятков тысяч добровольцев-националистов – подавно. Нет, непросто будет реализовать этот мирный план, ибо сама жизнь может повернуть эту реку вспять.
Мирный план – воюем дальше
Фронт, как и прежде, продвигается неспешно, позволяя западным изданиям фантазировать, что к Днепропетровску Российская армия выйдет не раньше лета 2027-го. Может, и так, только в последние месяцы Украина поступательно лишается своей энергетики: несколько ударов по подстанциям – и в городах пропадёт электричество (а значит, и подача пресной воды в многоэтажки). Выбивают и локомотивные депо, на Западной Украине уже вовсю запрягают в железнодорожные составы паровозы, списанные в 50-е годы. Где-то полгода назад в Европе посчитали, что на восстановление украинской экономики (не до прежнего уровня – просто чтобы она худо-бедно функционировала) потребуется около 500 млрд долларов. Теперь же – значительно больше. Крупные города в центре и на востоке страны ополовинились, а промышленность и вовсе обнулилась. Украинский экономист Алексей Кущ, оценивая перспективы восстановления, всякий раз отмечает: рассуждая о будущем страны, следует понимать, что восстанавливать её придётся в условиях состоявшейся демографической катастрофы. И нет такого «плана Маршалла», в рамках которого Украину можно было бы привести в порядок в обозримом будущем, хотя бы за 20–30 лет. Это уже – Руина.
Мирный план Трампа позволит прекратить огонь. Но в том-то и фокус, что с прекращением огня прекратит существование и так называемая вторая украинская республика, и не исключено, что вместе с самой идеей украинской государственности. Уже сегодня группы предпринимателей из Чернигова и Сум, из Одессы и Днепропетровска то и дело ездят в Минск, пытаясь установить контакт с белорусскими властями, чтобы навести с ними мосты напрямую, вне Киева. Чем это чревато в обозримой перспективе, представить несложно – утратой центром своего объединяющего функционала и распадом страны. Недавний скандал с «кошельком Зеленского» Миндичем, сбежавшим в Израиль, – он ведь только отчасти про коррупцию. Ага, рассуждают региональные элиты, значит, Киеву можно воровать как не в себя, а нам – нет? То, что «нам – нет», стало ясно, когда хозяина Запорожья Богуслаева посадили на нары киевского СИЗО, а николаевского царька Вадатурского, тоже долларового миллиардера, убили вместе с женой, ударив зенитной ракетой по его особняку. Между тем хозяин Одессы Геннадий Труханов – одной ногой в тюремной камере, а немалая часть его окружения – в бегах. Прекращение огня для них – шанс упорхнуть из-под власти Киева. А пауза, во время которой украинские власти намерены переизбраться – и в Раду, и в местные советы, – может дать регионам возможность провести референдумы о будущем государственном устройстве, как в Крыму в 2014-м.
Когда верстался номер, стало известно, что Зеленский отправил в отставку главу своей администрации Андрея Ермака, в квартире которого детективы НАБУ накануне устроили обыск. когда-то Зеленский пообещал, что Ермак уйдёт в отставку только одновременно с ним. очевидно, Зеленского вынудили сдать своего заединщика. Вопрос лишь в том, с кем теперь останется Зеленский. как там у Бабеля – «со смытьём»?
Ужас нынешней ситуации в том и заключается, что войну как таковую это не остановит, отмечает украинский политолог Михаил Чаплыга. Есть план Трампа, и если Киев его одобрит, военные действия на линии разграничения прекратятся. В то же время военные действия вспыхнут на границах украинских субъектов. Киев попытается подавить «сепаратистские» выступления в Одессе, вот только хватит ли на это ресурсов? А если придётся одновременно укрощать Днепропетровск с Харьковом? Ситуация в целом безнадёжна для Украины, отмечает Чаплыга: «Максима США звучит как «Капитуляция Украины сейчас путём остановки войны либо капитуляция Украины по итогам её предстоящего разгрома». Максима России звучит как «Переговоры сейчас либо утрата государственности Украиной». Но если альтернативой переговоров сейчас является утрата государственности, то сами переговоры подразумевают вассальное положение Украины в будущем. При этом обе максимы, и России, и США, по сути, идентичны». Предложения США и России сформулированы так, отмечает эксперт, что ведут к разрушению украинской государственности, провоцируя внутренний взрыв.
Кстати
«Наша Версия» время от времени публикует мнения экспертов-иноагентов – для более ёмкой фиксации происходящего в столь тонких и непростых вопросах, как, например, СВО и украинское урегулирование. В этих формулировках точно не будет дежурной лести, а значит, при всей их нелицеприятности, там может блеснуть здравое зерно. «История миротворческих усилий Трампа напоминает многократное прохождение опытным слаломистом одной и той же непроходимой трассы, – прибегает к метафоре иноагент – политолог Владимир Пастухов*. – С каждой новой попыткой он всё лучше ориентируется на трассе, поэтому он всё быстрее и быстрее проходит первую половину маршрута, однако в итоге сходит с дистанции, врезаясь в одиноко стоящий на спуске красный флажок. Этот флажок – Зеленский. Впрочем, на этот раз в сухом остатке кое-что останется. Идеи, о которых раньше стеснялись говорить вслух, теперь стали частью документа, распространяемого от имени администрации США. Америка сделала раздел Украины предметом дипломатической дискуссии». В то же время, отмечает Пастухов*, альтернативный – европейский план – «прекрасен и душой, и слогом и отвечает высоким стандартам международного права». «У него только один недостаток – его не готов обсуждать Путин. Этот маленький изъян делает его бессмысленным».
А вот мнение другого эксперта-иноагента, Татьяны Становой*: «На сегодняшний день нет ничего, что заставило бы Путина пересмотреть свои цели или отказаться от базовых требований. Сейчас Путин даже более уверен в своих силах на фронте, чем прежде, и убеждён, что может дождаться момента, когда Киев окончательно признает невозможность победить и будет вынужден вести переговоры на российских условиях. Если американцы помогут ускорить движение в этом направлении – хорошо. Если нет, то Путин знает, что делать. Такова сегодняшняя логика Кремля».
* Внесён Минюстом РФ в реестр иностранных агентов.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.