Гильотина для «маленьких»
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Александр Киденис. Труд
Эксперты предупреждают: до трети предприятий малого бизнеса закроются или уйдут в тень, а цены на товары и услуги вырастут.
Минфин предлагает с нового года снизить порог доходов малого бизнеса с 60 млн рублей до 10 млн в год, чтобы обложить мелких предпринимателей вполне взрослым налогом на добавленную стоимость. Эксперты назвали эту меру приговором и предупреждают: до трети предприятий малого бизнеса закроются или уйдут в тень, а цены на товары и услуги вырастут. А ведь президент России еще недавно призывал совсем к другому.
Известное лекарство от головной боли предложил еще в XVIII веке депутат французского Национального собрания Жозеф Гильотен: р-р-раз — и проблема с контрреволюционером решена! С малым бизнесом в России было сложнее, поскольку он изначально жил на трудовые доходы. Во всяком случае в 2013 году голову ему не рубили — видимо, недостаточно подросла. И норму прибыли установили в 400 млн рублей в год с правом пользования государственными льготами, а через три года порог даже повысили вдвое, до 800 млн.
Но это был период расцвета внимания власти к малому и среднему бизнесу. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина говорила, что экономика нуждается в дополнительных стимулах для поддержки малого бизнеса: «Мы снизили коэффициент риска по качеству кредитов малому бизнесу до 75%, чтобы дать банкирам возможность больше внимания уделять на малый и средний бизнес». И тогдашний первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что Сбербанк и ВТБ «должны серьезно заняться поддержкой малого и среднего предпринимательства».
Результат такой заботы оказался впечатляющим: за 10 лет число субъектов малого и среднего бизнеса выросло на 19,3% — до 6,59 млн. Они обеспечивали пятую часть ВВП России, предоставляя работу 41% всех трудовых сил страны (76 млн человек, согласно Росстату). И даже нынче годовой совокупный доход МСП превысил 140,5 трлн рублей (рост на 74,8% по сравнению с 2019-м), а сумма уплаченных ими налогов и страховых взносов — 9,15 трлн рублей (на 74,5% с 2019-го).
Михаил Мишустин, отчитываясь в Госдуме о работе правительства в 2024 году, с удовлетворением отметил: «Малым бизнесом в России занято почти 29,5 млн человек, выросло и количество самих предприятий». Продолжением той политики стал нацпроект «Эффективная и конкурентная экономика», а в его основу положили федеральную программу «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Но тут параллельно возникли проблемы у предпринимателей: продажи стали проседать, инвестиции откладываться, кредиты превращались в недоступную роскошь. Высокие ставки душат планы, а долги, особенно просроченные, растут.
Одновременно в стране резко упала доля малого бизнеса с упрощенной системой налогообложения, освобожденного от уплаты НДС, который и дороже, и сложнее. Налоговики всполошились: наполняемость казны падала, а налоговое мошенничество выросло. Оно оказалось не массовым, но простым по технологии и выдающимся по отдельным результатам.
Появились короли и королевы налогового мошенничества вроде блогерши Елены Блиновской, создавшей лотерею «Марафон желаний» с лекциями и занятиями «по личностному росту». Рассчитанный на искателей легких заработков курс состоял из нескольких уроков с составлением «карты желаний». Как уверяла Блиновская, ее технологии позволяли исполнить любые мечты. И на эту наживку шел обильный клев: число подписчиков превышало 5 млн, а оборот «марафонов» — 2 млрд рублей в год. Помимо «сбычи мечт» барышня вела тренинги по «финансовому благополучию» и «межчеловеческим отношениям». Так, курс под названием «Стань и получишь» стоил 6 тысяч, а «Про отношения» — 10 тысяч рублей.
И предприимчивая дама разбогатела на глазах: свой юбилей отпраздновала за 120 млн, а гостями ее посчитали за честь стать звезды шоу-бизнеса.
Некогда знаменитый создатель финансовой пирамиды «МММ» Сергей Мавроди на таком пиршестве и швейцаром в вестибюле не стоял бы. Но в апреле 2023-го Блиновская была задержана и отправлена под домашний арест. Причем следствие обвиняло ее совсем не в мошенничестве, а в неуплате налогов.
Схема нехитрая: она «дробила» собственный бизнес на мелкие части под налоговые льготы. А оплату за свои курсы укрывала на счетах двух с лишних десятков «льготных» малых предприятий. Такая нехитрая «арифметика» позволила Блиновской занизить доходы и уклониться от уплаты налогов на 918 млн. А еще она не перечисляла в казну НДС на свои собственные доходы как физлица аж за три года. И даже когда недоимки обнаружились, государство не получило ничего из-за истечения срока давности по этим преступлениям.
Но за легализацию преступных доходов в особо крупном размере Блиновская все-таки получила наказание в четыре года общего режима со штрафом 800 тысяч рублей, а за неправомерный оборот средств платежей — три года с выплатой в казну 200 тысяч. По совокупности наказание составило пять лет общего режима с миллиардным штрафом, который в данном случае даже «копейками» не назовешь.
Здесь надо бы вспомнить, что еще в канун 2019 года ФНС выпустила директивное письмо, в котором дала поручение внимательнее осуществлять «контрольно-аналитическую работу в отношении налогоплательщиков, которые создают видимость деятельности нескольких самостоятельных налогоплательщиков, прикрывающих деятельность одного налогоплательщика». То есть инспекторов предупреждали об опасности массового дробления бизнеса. «Цель такой «теневой» деятельности, — цитирую циркуляр, — получить или сохранить право на применение специального налогового режима и, соответственно, сэкономить на налогах». ФНС предупреждала: эти злоупотребления «делают бессмысленными все усилия государства по налоговой поддержке малого бизнеса». Но, похоже, лишь через пять лет подчиненные ФНС «прочитали» руководящие директивы и занялись ловлей налоговых уклонистов — мошенников, обкрадывавших государство.
Тут можно вспомнить знаменитую американскую историю, случившуюся в 1931 году, когда за неуплату налогов за решетку отправили наводившего страх бандита Аль Капоне, у которого оказался «левый бизнес» по производству нелегального алкоголя. Чем воспользовалось правительство, давно искавшее повод посадить мафиози за убийства, но доказательств у полиции не находились. В итоге за неуплату налогов гангстер получил свои 11 лет тюрьмы и 80 тысяч долларов штрафа.
Вот и в России в 2023-м нашлось немало Капоне — Блиновских: за полгода налоговые и следственные органы возбудили уголовные дела на блогеров-миллионщиков Валерию Чекалину и Александра Митрошина, Оксану Самойлову и Дарью Зотееву... Наконец-то отыскались механизмы обнаружения и доказывания налоговых мошенничеств, появились перечни «законных» и «противозаконных» вариантов раздела бизнесов. Есть и примеры возврата в казну крупных сумм. Так, коучу Дмитрию Портнягину, известному как Трансформатор, начислили налог в 800 млн. Как и Блиновская, свое состояние блогер сколотил на продаже тренингов и курсов на тему «как жить красиво».
А в это же самое время в Прикамье судили предпринимателя за укрытие от налогообложения 8 млн рублей, в Тульской области — за 19 млн. Конечно, воровать у государства нельзя и малыми суммами, но здесь разница просто глаза режет. И так в большинстве случаев. Статистика свидетельствует: в нормальном малом бизнесе доля случаев «криминального дробления» относительно небольшая, как и сумма налоговых потерь. Миллионные и даже миллиардные доходы укрывали, как правило, изобретатели мошеннических схем и пирамид. Однако под приготовленную ныне гильотину фискальных служб попадут не они, а подавляющее большинство предпринимателей мелкого производства и сферы обслуживания. «Лес рубят — щепки летят» — известная мудрость снова воплощается в жизнь?
«Согласно данным ФНС, на 1 января 2025 года упрощенной системой в России пользовались более 1,4 млн компаний и индивидуальных предпринимателей, — говорится в одном из официальных обзоров. — Доля потенциальных «дробленцев» среди компаний на УСН составляет около 30%».
«Почему новый порог доходов, сохраняющий для компании льготное налогообложение, — 10 млн рублей? Подсчитано, что у компаний с оборотом в 10 млн рублей и ниже теряется экономический смысл «дробить» бизнес», — пояснил министр финансов Силуанов. Но возникает другой вопрос: не закроют ли свой бизнес владельцы пекарен, парикмахерских, сапожных и прочих мастерских? Ведь по новым правилам с будущего года НДС придется платить всем, чья ежедневная выручка превысит 27,5 тысячи рублей. Налоговики заберут из этих денег по 6 тысяч. Остальное уйдет на аренду помещений, покупку инвентаря, инструмента, на коммунальные платежи. Что же останется булочнику и сапожнику? Бульон из-под яиц. В муниципалитетах прогнозируют, что для малых городов и поселков это станет критическим ударом: бизнес, который держался на сниженной налоговой нагрузке, попросту уйдет с рынка.
Прямая речь
В феврале 2024 года Владимир Путин в Послании Федеральному собранию поручил «зафиксировать основные налоговые параметры до 2030 года». В начале сентября 2025-го президент вновь подчеркнул, что доходы бюджета необходимо увеличивать, но без повышения налогового бремени: «Нам нужно работать над доходной частью бюджета. И здесь есть о чем поговорить. Имею в виду, конечно, не увеличение налогового бремени, а повышение эффективности производства». Ну и как прикажете сказанное понимать? Как военную хитрость?
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.