ТОП 10 лучших статей российской прессы за
May 19, 2025

Не верь, не бойся, не ведись...

Рейтинг: 0

Автор: Людмила Александрова. МК Московский Комсомолец

Телефонные и интернет-мошенники атакуют миллионы россиян — с этим сталкивался почти каждый. С лета вступает в силу закон, который вводит 30 мер борьбы с аферистами: от двойных уведомлений на «Госуслугах» до запрета международных обзвонов. О том, насколько эффективны новые правила и как они изменят жизнь потребителей, на круглом столе в «МК» рассказали специалисты - замдиректора Фонда «За права заемщиков», координатор платформы «Мошеловка» Александра Пожарская, председатель правления Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин и основатель проекта «СтопПирамида», эксперт Лаборатории финграмотности МГУ Марат Сафиулин.

«Государство в роли догоняющего»

— В новом законе предусмотрены дополнительные инструменты для борьбы с телефонным и интернет-мошенничеством. Они должны защитить граждан, но получится ли реально изменить ситуацию?

Пожарская: —Ни один закон, даже самый продуманный, не будет работать, если его нормы и правила не соблюдаются. За более чем 10 лет работы с обращениями граждан и противодействия мошенничеству я вижу, что в массе своей потребитель у нас инфантилен. Инструменты для защиты есть, но если ими не пользоваться, сами по себе они не сработают. Сколько бы новых законов ни принимали, без заинтересованного участия самих граждан ничего не изменится. Новый закон вводит важные ограничения, устанавливает правила для участников рынка, но без бдительности потребителей он не даст результата.

Янин: — Если коротко: законы пишут для «бодрствующих» граждан, а в России последние 20 лет большинство «спит». Обычно законы принимают под давлением сверху. Поэтому ждать быстрых и эффективных результатов не стоит — мы это уже проходили. Чиновники рапортуют об успехах, а мошенничество только растет. Почему? Потому что в России персональные данные украсть проще простого. На каждого активного гражданина уже есть досье — от того, как часто он встает ночью, до того, какими приложениями пользуется. При этом я ни разу не слышал, чтобы кто-то из чиновников понес ответственность за утечку данных. Мошенники всегда на шаг впереди тех, кто пишет законы. Поэтому людям остается надеяться только на себя: быть осторожнее и пользоваться защитными инструментами, которые предлагают провайдеры.

Сафиуллин: — Я все же постараюсь сохранить позитив. Хотя за 11 месяцев прошлого года зарегистрировано почти 700 тысяч преступлений в этой сфере. На деле, конечно, больше — далеко не все идут в полицию. Тем не менее, законопроект нужно приветствовать. Да, он вступит в силу не сразу, и да, мошенники его уже изучают и ищут лазейки. Но это не повод опускать руки. Закон предусматривает около 30 мер, и дает шанс россиянам показать, что они могут противостоять мошенникам.

—Почему закон появился именно сейчас? Насколько масштабна проблема телефонного и интернет-мошенничества в России?

Пожарская: — Здесь даже статистику приводить не обязательно. Грань была пройдена тогда, когда мошенники стали не просто обманывать, а принуждать граждан к противоправным действиям с помощью методов социальной инженерии. Это стало сигналом и для законодателей, и для общественников, что пора принимать серьезные меры. К сожалению, государство всегда в роли догоняющего, и мы боремся лишь с теми инструментами, которые уже используют злоумышленники. Но потребитель — всегда слабая сторона на рынке, и государство обязано защищать его права. Ведь люди не только теряют деньги, но и под давлением совершают действия, за которые потом несут уголовную ответственность. Их жизни ломаются — они теряют имущество, свободу, здоровье…Если бы шаги по защите граждан принимались во время, таких случаев было бы меньше.

Янин: —Я помню дискуссию о законе, обязывающем банки возвращать украденные с карт средства — это было лет 15 назад. Тогда все смотрели на ситуацию сквозь пальцы, а регуляторы твердили: «Главное — не сообщайте пин-код». А то, что деньги снимали без пин-кода, никого не волновало. Грань была пройдена, когда со стороны обманутых граждан начались поджоги зданий и другие преступления, которые уже нельзя игнорировать. Люди теряли миллиарды — и это никого особо не волновало. Почему я скептичен? Потому что видел, как это происходило в других странах, где проблему начали решать раньше. Там полиция реально ищет украденные деньги, а возврат составляет десятки процентов. У нас — 2-3%, не больше. Если вас обокрали мошенники, считайте, что деньги потеряны. При этом мошенники все время совершенствуют свои методы. Да, у нас через «Госуслуги» стало проще получать услуги, но безопасность осталась на старом уровне. Мошенники теперь работают даже с теми, у кого нет денег — предлагают (точнее, заставляют) взять кредит и оставляют их и без денег, и с долгом. Что, Банк России только вчера узнал об этой проблеме? Онлайн-услуги развиваются, а мошенники с их помощью охватывают все новых жертв. Практически на каждого россиянина уже собраны данные злоумышленниками — если только он не живет без сим-карты где-то в лесу.

Пожарская: —Кстати, про лес. Знаете, есть отшельница Агафья Лыкова, которая живет без электричества и даже без паспорта. Но и она стала жертвой мошенников. К ней приехали люди, представились волонтерами, сняли фильм, потом собирали якобы деньги на ее нужды. Технологии здесь ни при чем — мошенники обманывают даже тех, кто живет без телефонов. Многие наши пострадавшие говорят: «У нас кнопочные телефоны, мы защищены». Но это не защита. Доверчивость — вот главный риск.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Other issues View all
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни